НАВЕРХ


Сейчас на сайте 20 гостей

Город: 
НОВОЕ НА САЙТЕ

Дорогие читатели, здравствуйте! Представляем вам очередной – и, между прочим, юбилейный, 25-й! – выпуск «Современной психологии». К нашей большой радости, к команде авторов журнала присоединились еще несколько первоклассных специалистов-психологов. А значит, впереди еще больше открытий, а под ногами – еще тверже опора, и восхитительно-неумолимо расширяются горизонты… Как и всегда, мы пишем о важном и самом важном, вдохновляем и даем полезные практики, и конечно, отвечаем на ваши вопросы. Спасибо за то, что вы с нами! С уважением, главный редактор Мария Афанасьева

Читать онлайн Купить pdf (50 р.)

Автор: Седов Евгений Александрович

Сегодня институт семьи переживает непростой кризис. Информационное пространство буквально кипит от взглядов, теорий и верований по данному вопросу. Поэтому на первый план выходит индивидуальная адаптация супругов друг к другу. С каждым днём становится важнее то, как супруги умеют договариваться и любить. А ведь это прекрасное чувство осталось...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Фантазии о сладострастной кульминации сексуальных отношений будоражат кровь женщины с юных лет. Прекрасный принц, крепкие объятья, страстная ночь... и тем глубже разочарование, когда половой акт не приносит должного чувства наслаждения и удовлетворения. Что же в таком случае делать и как получать оргазм каждый раз во время секса с любимым...

Читать полностью >>

Автор: Седов Евгений Александрович

Бытует мнение, что психолог должен решать все проблемы за человека. Прийти в дом и чуть ли не силой промыть мозги непослушным родственникам. К нему обращаются, как к спасателю из “душевного МЧС”. Давайте разберёмся в хитросплетениях семейных драм, в поведении психолога и того, кто хочет действительно помочь, а не просто лелеять своё ЭГО. Здесь...

Читать полностью >>
Все новые статьи >>

Автор: Афанасьевы, Алексей и Мария

Рубрика: Муж и жена - одна страна!


Несколько слов о слове «нельзя»


Понятие «нельзя» считается одним из ключевых элементов традиционного воспитания. А традиции, особенно те, которые касаются таких важных сфер жизни, как семья и дети, имеет смысл время от времени пересматривать, чтобы понять: все ли в порядке, не накопились ли в данной системе ошибки? И если выясняется, что да, накопились, – имеет смысл систему отладить, чтобы она и дальше работала четко и эффективно, и, как говорится, жить счастливо. В речи взрослых, обращенной к детям, очень часто встречается слово «нельзя». Давайте подумаем, оправданна ли такая частота повторений, посмотрим, к чему она приводит, и какие есть этому альтернативы.

Как много «нельзя» звучит на детских площадках, во дворах, магазинах, просто на улице. Вот если так отстраненно послушать – даже удивление возникает. Как в той песенке, помните: «...и очень скоро узнал, что все на свете мне нельзя». Однако каждый взрослый разумный человек, конечно, понимает, что гораздо более эффективно оценивать действия не с точки зрения можно / нельзя, а с точки зрения целесообразно / нецелесообразно в данном конкретном контексте. Это и есть свобода мышления и действия, это и есть гибкость, которые ценятся так высоко и абсолютно нам необходимы.

Вот давайте представим себе малыша, который пришел в этот мир совсем недавно и теперь познает, как что здесь устроено. Часто на этом этапе дети знакомятся с понятием «нельзя». Знакомство с новыми понятиями – дело, безусловно, нужное, однако тут, как и везде, есть свои нюансы. Ребенок тянется к розетке – и ему говорят «нельзя». Ребенок тянется к родительскому ноутбуку – и ему говорят «нельзя». Ребенок хочет потрогать горячий утюг – и слышит «нельзя». Ребенок хочет посмотреть поближе мамин золотой кулон – и слышит «нельзя». Просит конфету перед обедом – «…». Хочет уйти домой с игрушкой другого малыша под мышкой – опять «…». И получается, что под одно-единственное определение «нельзя» попадают действия самые разные по характеру и возможным последствиям. Отсутствует разделение между 1) действиями для ребенка опасными (как то: ковырять розетку, стоять на подоконнике у открытого окна, трогать бытовую химию, выбегать на дорогу), 2) действиями, которые могут повлечь за собой (но вовсе не обязательно повлекут!) какие-то неприятные последствия для родителей и других взрослых (это игры с драгоценностями, дорогой техникой) и 3) действиями, которые – ну вот если по-честному – могут привести разве что к тому, что родители в силу своего собственного воспитания будут испытывать какой-то дискомфорт в социуме (сюда относятся плач на людях, громкий крик, бег, прыжки, интерес к чужим вещам и т.д.) и проч. А такое смешение может дезориентировать человека, у которого еще нет достаточного житейского опыта.

К тому же «нельзя» подается как суждение окончательное и бесповоротное. Вроде «нельзя, и все тут». Однако давайте и с этим разберемся. Сразу скажем: «нельзя» – слово категоричное, негибкое, а как известно, слова, которые мы используем, определяют наше мышление и мировосприятие. Возьмем, например, то, что мы привыкли считать объективно опасным: розетки, утюги, бытовую химию, и подумаем: что, совсем нельзя? Никогда-никогда? Ни при каких условиях? И тогда окажется вдруг, что и в розетке можно «пошуршать», если предварительно надеть резиновые перчатки, взять инструменты с ручками из изоляционного материала – и, конечно, если есть необходимость что-то там починить, поправить. И когда-нибудь наступит тот день, когда подросшему ребенку впервые придется взять в руки флакон чистящего средства и, скажем, помыть раковину. То есть для каждого действия есть контекст, где оно будет уместно и целесообразно. Человек с гибким, «подвижным», свободным мышлением, каким, кстати сказать, и обладает от рождения ребенок, легко ориентируется в ситуации и мгновенно находит среди доступных вариантов поведения наиболее подходящий и эффективный. «Нельзя» вроде бы направлено на то, чтобы отсечь для ребенка неприемлемые варианты поведения. Однако, во-первых, неприемлемые – с чьей точки зрения и в каком конкретно контексте? А во-вторых, важно понимать, что когда человек обладает доступом ко всему своему опыту, имеет множество вариантов поведения и свободен выбрать из них наиболее целесообразный в данный момент, – он действует наиболее эффективно. Как известно, системой управляет самый гибкий ее элемент.

Есть исследования, которые показывают, что ребенок с самого раннего возраста запоминает то, что слышит от взрослых, особенно от папы с мамой, самых важных, самых любимых людей, а потом, по мере овладения речью, декодирует эти «записи», и получает опыт, которым и начинает пользоваться. И бывает, что человек уже взрослый, разумный, самостоятельный, собирается что-нибудь сделать (розетку починить, например, или плиту почистить, или еще что-нибудь) – а тут бац! Какая-то часть его мгновенно вспоминает, что – «нельзя!» И тут же какая-то другая возражает: так ведь можно же! Нужно! Я готов, я знаю, как с этими вещами обращаться! А первая, та, которая сформировалась очень-очень давно, тогда, когда навык рассудочного анализа ситуации еще не был развит, снова подает голос: «нельзя!» Мама же так говорила… И вместо элементарного действия с предсказуемым результатом получается внутренний конфликт, который отнимает силы и заставляет «протормаживать» ситуацию там, где это совершенно не нужно и даже, бывает, вредно. И эта закономерность касается и гораздо более сложных жизненных ситуаций.

Конечно, когда родители избирают другие, более гибкие и уважительные способы объяснения ребенку каких-то явлений, он, взрослея, не только набирает необходимый жизненный опыт, но и приумножает и развивает ту самую природную гибкость мышления, которая необходима для жизни в этом мире.

Итак, как мы видим, злоупотребление словом «нельзя», во-первых, ведет к тому, что образуется некий «познавательный хаос», когда явления и предметы, контексты, совершенно разные по своей сути, в сознании объединяются по признаку «нельзя», и потом нужно приложить значительные усилия, чтобы навести там порядок, а во-вторых, снижает гибкость и быстроту реакции на различные обстоятельства жизни, в некотором смысле блокирует человеку те или иные варианты поведения, и чтобы этот блок преодолеть, нужно разрешить внутренний конфликт, а это – затраты времени и личной энергии.

Кроме того, и это очень важно учитывать, часто повторяемое категоричное «нельзя» отучает ребенка ориентироваться на свое внутреннее чутье, то самое чувство, что стоит делать, а что нет, что ему сейчас будет полезно, а что нет, которое есть у него от рождения (можно назвать его естественным ключом конгруентности). Ведь ребенок очень любит маму и папу, и для него крайне важно то, что они ему говорят, и если они так на чем-то настаивают, значит, надо к ним прислушаться. И думающие, любящие родители, конечно, позаботятся о том, чтобы помочь своему сыну или дочери развить то удивительное, гибкое, мудрое чувство, которое лучше всего помогает человеку пройти по своему собственному жизненному пути, держа нужный курс. Развить его – и способность его ощущать, слышать, видеть, на него ориентироваться в своих поступках.

И тут встает резонный вопрос: как же так получается, что слово «нельзя», при всех его нежелательных эффектах, до сих пор можно услышать и на детских площадках, и в детских садах, и в школах? На этот счет встречаются разные мнения: мол, это «быстро», «удобно», «действенно». Однако самая очевидная и самая глубокая причина заключается в том, что… это привычно. Да-да, строгое «нельзя» – это такая часть традиции воспитания: нам говорили «нельзя» наши мамы и папы, потому что им самим когда-то говорили «нельзя» дедушки и бабушки, потому что... И т.д. И, конечно, мы не станем искать виноватых и выяснять, «кто первый начал», дело это бесполезное и неблагодарное. Вопрос в том, как мы сами будем растить своих детей. Потому что есть вещи, которые можно делать только «с закрытыми глазами», не задумываясь. А если человек над такими вещами задумался, то он, конечно, станет искать и найдет другие, более эффективные варианты поведения.

К примеру, один из приемлемых в повседневном общении с ребенком вариантов – заменить «нельзя!» на «пожалуйста, не делай так, потому что…» Разница очевидна. Родитель, который просит (!) ребенка чего-то не делать по тем или иным причинам (!!), во-первых, проявляет к нему уважение, а во-вторых, попутно объясняет связи между жизненными явлениями, помогает познавать мир. И это объяснение занимает не так много времени и требует гораздо меньше сил, чем может показаться на первый взгляд. И в такой ситуации очевидна польза для обоих: ребенок получает возможность узнать что-то новое о том, как взаимодействуют части этого мира, а родитель в итоге получает… тепло и уважение. Да-да, именно. Уважительное и теплое отношение – потому что дети моделируют родителей, и получая от родителей уважение и тепло, сами учатся их уважать и проявлять в отношениях тепло и заботу.

Разумеется, мы не призываем пускаться в обстоятельные объяснения в ситуации, когда двухлетний ребенок хочет обследовать работающий утюг или шагает в сторону дороги с оживленным движением. То, что целесообразно в одном контексте, может оказаться вредоносным в другом. И при этом, когда ситуация уже под контролем: утюг убран из зоны досягаемости, малыш на руках или развернут в противоположную от едущих машин сторону, – вот тут-то можно и объяснить, почему именно не нужно делать того-то и того-то. Объяснить спокойно и вдумчиво – и правдиво. Потому что родители помогают ребенку сформировать первоначальное представление о мире, и очень важно, чтобы оно было как можно более полным и адекватным действительности. Мы, родители, очень любим своих детей и заботимся о них, и конечно, нам хочется, чтобы они по жизни шли легко и с удовольствием, чтобы находили такие решения, такие выходы из ситуаций, которые принесут им самим наибольшее благо. Однако мы не в состоянии предусмотреть всего, что может им повстречаться на жизненном пути, заранее учесть все нюансы будущих ситуаций и снабдить их советами и рекомендациями «на все случаи жизни». И при этом в наших силах дать им то, что поможет им гибко и эффективно действовать в любых обстоятельствах. Тут-то и осознается значимость доверия. Потому что когда родитель ребенку доверяет, когда говорит сыну или дочери так: «Я совершенно точно знаю, что в каждой жизненной ситуации ты сам(а) прекрасно разберешься, как поступить наилучшим образом» – вот тогда-то ребенок и растет с базовым ощущением уверенности в себе, легко и гибко находит самые эффективные решения, и, конечно, относится к родителям с огромной благодарностью, любовью и уважением.







Просмотров (1736)
Понравилось (2)


Комментарии к статье (1):
 
Амина
18.04.2013 16:44:34
Меня с детства просто задрали этим нельзя! Я думаю что от этого одни дети становятся тихими, а другие наоборот хулиганами. И то и другое фигово. То борешься с этим нельзя, то сидишь как послушная мышь!
Понравилось  (0)

Автор: Беляева Анна Владимировна

А умеем ли мы по-настоящему любить? А знаем ли мы, что такое настоящая любовь? Этот вопрос занимал великое множество блестящих умов всех времен и народов. Попытки классифицировать любовь были предприняты еще в античности. Так, самая первая классификация форм любви возникла в античной Греции и различала следующие виды любви...

Читать полностью >>

Автор: Карамян Карина Рубеновна

Эта статья для родителей! Она посвящена вопросу формирования детской агрессивности. Почему дети становятся агрессивными? Что делать, чтобы ребенок умел не агрессивно решать свои проблемы? Как помочь ребенку научиться управлять своими эмоциями? Ответы в этой статье!

Читать полностью >>

рекомендует:

Послушные или напуганные? Честная книга об ошибках родительского воспитания
(уже в продаже)

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Зловредные «традиции» воспитания: что делать с ними в своей жизни и своей семье? Как вырастить детей здоровыми, успешными, счастливыми - и быть счастливым самому? Ответы на эти и другие вопросы, а также много информации к размышлению - в честной книге об ошибках родительского воспитания «Послушные или напуганные?»

Далее >>
Муж и жена - одна страна: системная психология супружества

Автор:Афанасьевы, Алексей и Мария

Перед вами книга о закономерностях, которым подчиняется семейная система. И конечно, не только об этом. Мы пишем об ошибках, которые люди допускают, строя свою семейную жизнь. О том, почему это все-таки ошибки и как с ними работать. По большому счету, это книга о том. как создать счастливую семью, оттолкнувшись от того, что существует «прямо здесь, прямо сейчас».

Далее >>
Путешествие героя. Путь открытия себя

Автор:Дилтс Роберт, Гиллиген Стивен

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.

Далее >>
ДПДГ

Растворитель для навязчивых мыслей, неприятных воспоминаний, проблемных состояний.

Далее >>



Возникли вопросы?

Напишите нам письмо,
мы обязательно свяжемся
с Вами!